Эмигранты первой волны оказались за рубежом после Октябрьской революции 1917 года. Они отличались сплочённостью и преследовали цель сохранить русский язык и культуру. Вторая волна связана с событиями Второй мировой войны. Третья волна эмиграции сформировалась в эпоху после «оттепели», к концу 1960 – началу 1970 годов. Некоторые представители интеллигенции не были согласны с идеологией партии, за что получили название «диссиденты». Их главный пафос – противостояние власти, её разоблачение и критика. В то время появились «самиздат» и «тамиздат», так как все произведения должны были соответствовать канонам социалистического реализма и проходили жёсткую цензуру.
Вследствие этого СССР покинули многие писатели: И. Бродский, Э. Лимонов, Ю. Алешковский, Г. Владимов, В. Максимов, А. Гладилин, С. Довлатов, В. Некрасов, В. Войнович, А. Солженицын и другие. Постепенно они открыли СМИ, в которых могли открыто выражать свою политическую позицию: журналы «Эхо», «Грани», «Время и мы», «Голос зарубежья», «Континент», а также газеты «Русская мысль» и «Новый американец». Диссиденты не стали единым целым за рубежом, как представители первой волны, и у них не было общей идеи или миссии.
Несмотря на антисоветский настрой, диссиденты всё же были воспитаны советской средой, поэтому творили не только вопреки, но и благодаря СССР. Кто-то из них до конца жизни не изменил свою точку зрения, кто-то смог вернуться в СССР или уже в постсоветскую Россию. Александр Зиновьев – писатель с особой судьбой. Для большинства он был загадкой. Исследователи и биографы до сих пор не могут точно ответить на вопрос, на чьей стороне был Зиновьев, каких политических взглядов придерживался, но ясно одно: он не мог принять ни один общественный строй, в рамках которого находился.